-=ctepx=- (ctepx_xc) wrote,
-=ctepx=-
ctepx_xc

Categories:

Интервью журналу "Большой спорт"

Когда Ваню Смирнова попросили показать человека, который может рассказать о кросс-кантри в солидном журнале, он, судя по-всему, ткнул пальцем на меня.
Таким образом у меня появилась возможность написать пару строк в издание, которое выходит тиражом в 140 000 экземпляров.

Формат, в котором будет преподнесено то, что я писал был для меня неизвестен, поэтому я просто отвечал на вопросы, которые мне задали. В печать, само собой пошла обрезанная версия, которую можно посмотреть тут, а полную, не форматированную версию можно увидеть под катом. Спасибо Паше Благих и Мише Василенко за предоставленную информацию по теме.

  • Расскажите о себе, своих личных достижениях.

 Родился в Москве в 1984 году, первым видом спорта, которым я серьезно занимался было плавание. Шесть лет я проплавал в СДЮШОР «Труд» но карьера профессионального пловца не сложилась по различным причинам. Потом был горный туризм, в котором я достиг определенных успехов, но ходить пешком со временем наскучило.  Велосипед же был со мной всегда с детских лет я обожал кататься по деревенским тропкам, а когда появилась возможность купить свой первый маунтинбайк был безумно счастлив. В то время я уже учился в МГТУ им. Н.Э. Баумана и мог уделять определенное количество времени. Сначала я просто катался в свое удовольствие, потом приехал на свои первые соревнования в Красногорск. В тот раз лидер обогнал меня на три круга и это, как ни странно, послужило для меня хорошим стимулом для тренировок. Со временем я окреп, сбросил около пятнадцати килограмм лишнего веса и освоил многие технические премудрости кросс-кантри, вида спорта, который зацепил меня на всю жизнь. Со временем я вышел на конкурентоспособный уровень, пришли первые победы.

В 2007 году я стал первым на Чемпионате России среди любителей и ветеранов в своей возрастной группе, несколько раз завоевывал общий зачет «Кубка Модина», наверное, самого статусной серии соревнований среди любителей. Сейчас на моей полке с наградами лежат медали, вероятно, всех традиционных гонок московского региона.

Кроме того в прошлом году мне в паре с Павлом Благих покорилось первое место в генеральной классификации первой в России парной многодневной гонки «Транс-Байкал 2009», в этом году мы уже одержали победу в аналогичном соревновании на Урале и готовимся к борьбе на «Транс-Байкал 2010».

С 2008 года я защищаю цвета сильнейшей в стране любительской команды «Merida-Веломир».  Сразу хочу сказать что путь гонщика-профессионала я для себя не выбрал по ряду объективных причин, о которых я расскажу ниже. В обычной жизни у меня два высших образования, я работаю в сфере ИТ и пишу для журнала «Mountain Bike» тематические материалы. С удовольствием бы поработал и с другими спортивными изданиями.

  

  • На каком уровне развития стоит российский маунтинбайк? Чего не хватает, чтобы постоянно успешно конкурировать с зарубежными спортсменами? Кто является главными соперниками для россиян?

 Это самый интересный вопрос. Уровень нашего спорта трудно оценить адекватно, ясно одно, он крайне низок. В русском маунтинбайке есть одна звезда – это Ирина Калентьева, она наш флаг и ориентир. Она является двукратной чемпионкой мира, бронзовым призером олимпиады, семикратной чемпионкой России и обладательницей Кубка Мира. Но какое отношение имеет наша страна к этим успехам? Ей повезло, в свое время нашлись люди, которые помогли ей устроится в международную команду «Merida-Multivan» из которой она потом перешла в «Topeak-Ergon» и за которую очень успешно выступает. Она живет в Германии с 2003 года и готовится на деньги зарубежных спонсоров с помощью зарубежных специалистов, что не мешает нашей федерации отчитываться о ее успешных выступлениях так, как будто они внесли значительный вклад в ее подготовку. Если смотреть шире, то все наши состоявшиеся шоссейные звезды, такие как Иванов, Меньшов, Карпец, Гусев, они все вовремя уехали и зацепились в Европе, там есть условия для успешной подготовки. Справедливости нужно сказать, что шоссейный спорт успели спасти, на подходе молодые бойцы, которых готовят в России, создана команда про-тура «Катюша» и континентальная «Итера – Катюша», молодые спортсмены видят, что им есть куда расти, у них есть цель. Будущее шоссейников выглядит гораздо более определенно, чем будущее маунтинбайкеров. Есть специалисты, тренеры, история и традиции. Маунтинбайк в целом и кросс-кантри в частности, гораздо более молодой спорт, тренеров, специально подготовленных для работы с кросс-кантрийщиками попросту нет, используются шоссейные методики, которые не всегда являются оптимальными. Когда я только начинал самостоятельные тренировки я с удовольствием читал различную литературу, находя для себя множество интересных вещей. Каково же было мое удивление, когда я узнал от ребят, которые тренировались у опытнейшего тренера, что вся их подготовка это просто определенное число километров в день, понедельник столько, вторник столько и так далее, потом день отдыха и гонка. Все, никакой специальной работы, никаких интервальных тренировок, парни просто накатывают объем и едут гонку. Так же нельзя, к каждому гонщику нужен индивидуальный подход, все парни, которые катаются профессионально, все они очень одарены физически, их талант нужно тщательно изучать и шлифовать. Почему нельзя пригласить в нашу сборную иностранного специалиста? Почему нельзя отправить наших тренеров на переквалификацию за рубеж? Я не хочу сказать что все плохо, есть тренера которые ищут что-то новое, работают, но почему им нельзя помочь? В сборной фактически нет механика, насколько я знаю, в стране нет ни одного специалиста, способного поработать над посадкой спортсмена на байке. Когда в 2007 году наша сборная гонялась на кипрском Sunshine Cup у них даже не было переводчика! В результате, после занятых на этапах кубка мира мест в районе пятого десятка федерация решает, что возить ребят на эти соревнования нет смысла, и отправляет их в тур по менее значимым гонкам.  И это олимпийский вид спорта!

 Если посмотреть на это дело глобальнее, то проблема даже не в тренерах, а в неповоротливости системы спорта. Нет мобильности, организация официальных гонок просто смешна по сравнению с заграничной. Подавляющее большинство спортивных функционеров просто не видели и не понимают что такое мировое кросс-кантри и какие для него нужны трассы. Следовательно и готовят у нас в спортшколах не маунтинбайкеров, а шоссейников, которые могут иногда поездить по лесным тропинкам. Вопрос финансирования и технической части тоже очень интересен, почему у нас в сборной нет систем измерения мощности (SRM), которыми уже много лет пользуется весь мир? Почему Чемпион России ездит на камерной резине, это же технический вид спорта!

Наверное, единственным выходом из сложившегося тупика является создание профессиональной МТБ команды, по аналогии с «Катюшей», ведь, очевидно, что рост внутри России уже невозможен.

 Про даунхил и байкеркросс можно забыть, их просто нет для федерации, федерация никогда не воспринимала их всерьез, были случаи, когда она забывала просто заявить на международные соревнования наших парней, которые ездили туда за свои деньги и деньги частных спонсоров, от федерации требовалась только формальная заявка. Им даже нормальной формы не могут сделать.

 В целом, развитие экстремальных дисциплин маунтинбайка идет своим чередом, есть гонщики, есть организаторы, в стране проводится около двухсот гонок в год, но на международном уровне блеснуть пока не удается, чтобы заниматься даунхилом, нужно жить в горах, или, по крайней мере, проводить там значительную часть времени.

Люди, которые живут там, зачастую попросту не могут потянуть этот вид спорта финансово, так как оборудование стоит значительных денег, а москвичи, имеющие деньги не имеют возможности жить в горах, выезжая туда на пару недель в году. В результате большинство выездов за рубеж оканчивается квалификационным заездом, без выхода в финальную часть соревнований.

Кроме того, федерация, что бы хотя бы на бумаге развивать экстремальные дисциплины, сейчас дает пользоваться своим именем сторонним людям в своих интересах. Это приводит к тому, что такие важные вещи как календарь главных гонок, как правила судейства - строятся не для спорта и гонщиков, а из личных интересов отдельных организаторов. Они часто не совпадают, в результате - ведущие гонщики перестали посещать кубок России по даунхиллу. К гонщикам, которых такая ситуация с деградацией спорта не устраивает и которые обращаются в федерацию с требованием разобраться, применяются санкции. Так, многим гонщикам запрещено выступать на этапах Кубка Мира даже за собственные деньги - ФВСР блокирует заявки. К примеру, Михаила Василенко, выигравшего Кубок России в 2008 и 2009 годах и ставшего вторым на Чемпионате России не берут в сборную, хотя по выступлениям в России в последние два года нет более успешных даунхильщиков.

  

  • Купить горный велосипед и поехать кататься по пересеченной местности может каждый. Много ли нужно тренироваться, чтобы выйти на высокий соревновательный уровень?

 В велоспорте только первые два года трудно, а потом начинается совсем <censored> (с). Тут нужно сразу определить о каких соревнованиях мы говорим. Исторически сложилось так, что в кросс-кантри официальные гонки, проводимые федерацией и частные гонки, проводимые энтузиастами маунтинбайка развивались параллельно. В итоге получилось так, что официальные гонки, проводимые под эгидой федерации проводятся для галочки, зачастую люди, проводящие эти соревнования имеют весьма общее представление о кросс-кантри. Трассы, которые на Урале тренера детских школ считают кросс-кантрийными проезжаются на шоссейном велосипеде! На одном из этапов «Кубка Федераций», который прошел в феврале на территории спортивного комплекса в Крылатском, трасса была подготовлена таким образом, что на ней просто нельзя было ехать на велосипеде. На соревнованиях, которые предназначены для «популяризации велоспорта» дети были вынуждены скручивать педали, чтобы они не мешали им бегать с велосипедом, такое возможно только у нас.

 С другой стороны, любительские соревнования, которые проводятся энтузиастами, обычно несравнимы по уровню организации с официальными мероприятиями. Люди работают не для галочки, готовятся достойные трассы, все четко и красиво. Осталось только подтянуть частных спонсоров из среднего и крупного бизнеса, которым интересно будет поучаствовать в подобных мероприятиях. Ребята из сборной страны, приезжая на эти гонки, не стесняясь говорят что уровень организации таких соревнований выше официальных.

 С уровнем соревнований растет и уровень гонщиков, чтобы стабильно заезжать в тройку-пятерку, в своей возрастной категории нужно регулярно тренироваться года три, четыре. Раньше было проще, но сейчас намного интереснее. Но не нужно думать что до прошествия этих трех лет вам будет скучно. Вам будет очень интересно на каждой гонке, с какого бы уровня вы не начали у вас всегда найдутся конкуренты, которых нужно будет обгонять и ориентиры, к которым нужно стремиться. Тут действительно участие само по себе достойно уважения, все кто выходит на старт – молодцы. Я очень уважаю всех, кто находит в своей жизни место спорту, кто не приходит вечером домой и не зависает перед телевизором, а находит силы на что-то большее, жизнь таких людей намного ярче и интереснее. Кроме того не нужно забывать о позитивной атмосфере любых соревнований, да и где еще простой студент сможет потолкаться локтями с директором завода или топ-менеджером крупной компании.

   

  • Как часто вы выезжаете на международные соревнования? Как много остается свободного времени? На что вы его тратите?

 У меня, к сожалению, нет времени на регулярные выезды за границу. На мой взгляд, для таких гонщиков как я, оптимальнее всего выезжать на парные многодневки, которые регулярно проходят по всему миру, в следующем году в планах выступление на «Trans Alp».

Свободное время, я трачу на еду, сон и личные дела =)  

  • Какая спонсорская помощь в российском маунтинбайке? Кто оплачивает переезды и выступления? Насколько эти суммы меньше контрактов зарубежных спонсоров? Какова помощь федерации?

 Ведущие российские велосипедные фирмы как правило идут навстречу как профессиональным спортсменам, так и ведущим гонщикам любителям, помогают оборудованием, формой, скидками. Федерация, теоретически, вывозит избранных спортсменов за рубеж за свой счет на зарубежные соревнования, однако таких бюджетных мест немного. Поэтому ведущие спортивные школы вывозят своих лидеров на важные гонки, используя деньги частных спонсоров.

 Кто отвечает за спорт высших достижений? ШВСМ - школы высшего спортивного мастерства. Но во многих регионах в них попросту нет отделения велоспорта. Вот и вынуждены взрослые спортсмены ютится под различными прикрытиями – механики,  инструктора и прочие должности в детских спортшколах. Но как известно, государство любит бороться не с причинами, а со следствиями. Вот и получают выговоры многие директора спортшкол за таких великовозрастных учеников, которым просто некуда деваться.

 Вопрос поддержки спортсменов высокого класса вообще очень интересен. Если мы обратимся к примеру лыжников, биатлонистов и других более успешных видов спорта, то мы увидим что все они так или иначе представлены в спартакиадах и прочих мероприятиях таких ведомств как, армия, МВД, ФСБ, РЖД, РАО ЕЭС и тому подобных. Давайте не будим лукавить, факт присутствия "бегунков" во всех ведомствах нашей страны, ни для кого не является секретом. В велоспорте этого практически нет. Куда же податься бедному велосипедисту?  Почему представители ФВСР не воспользуются своим немалым политическим весом и влиянием в государственных структурах для лоббирования интересов родного вида спорта?

 Гонщики любители, как правило, осуществляют все переезды за свой счет, хотя, насколько я знаю, в Питере некоторым уже оплачивали весенние сборы, что не может не радовать.

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments